Дата проведения опроса: март-апрель 2021 года
Метод сбора данных: онлайн анкетирование родителей и учащихся школ г. Якутска с 1 по 8 класс. Всего было разработано 3 анкеты для родителей, школьников младших классов (1-4 класс) и школьников 5-8 классов. Опрос проводился с помощью администраций школ г. Якутска, учителей и школьных библиотекарей.
Выборочный план: опрошено 2080 респондентов, из них 1112 родителей и 968 учащихся из 11 школ г. Якутска. Статистическая погрешность не превышает 4%.
Цель исследования: изучение цифрового поведения жителей г. Якутска (взрослых и школьников), включая наличие в личном пользовании цифровых устройств, времени, проводимого в интернете, видов потребляемого контента, наличие личных каналов в социальных сетях и проч.
Охват фиксированным стационарным и мобильным интернетом
Большинство родителей и детей в г. Якутске имеют стационарный фиксированный интернет, у родителей охват фиксированным стационарным интернетом составил 84%, у младших школьников – 78,7%, у подростков – 77,4%. Мобильный интернет только через телефон имели 15,4% родителей, 19,8% младших школьников и 21% подростков. Совсем не имели доступа к Интернету 0,6% родителей, 1,6% школьников 5-8 классов и 1,5% младших школьников (таблица 1). Фактически уровень охвата интернетом среди родителей и детей не отличался. И мамы, и папы, и дети активно пользуются Интернетом.
Таблица 1. Охват фиксированным стационарным и мобильным интернетом
Предыдущие социологические исследования показывают, что если в 2009 году в Якутске Интернетом пользовалось только 38,5% жителей, в 2014 году – 61% жителей, то на момент настоящего исследования фактически все население Якутска было охвачено Интернетом. По сравнению с жителями других районов Республики Саха (Якутия), жители столицы г. Якутска обеспечены надежным и доступным интернетом.
Тенденцией последних лет становится замещение фиксированного интернета мобильным, что связано с улучшением качества мобильного интернета, растет скорость сетей LTE и зона их охвата. Кроме этого, проводной интернет в Якутске есть еще не везде, в частном секторе г. Якутска, в пригородных зонах стационарный интернет до сих пор не проводится, поэтому многие родители пользовались мобильным интернетом. По прогнозам экспертов, со временем часть людей может совсем отказаться от фиксированного доступа в интернет, как это произошло со стационарными телефонами.
Уровень наличия в личном пользовании цифровых устройств
Наличие и разнообразие персональных цифровых устройств в значительной степени определяет цифровое поведение населения. Самое распространенное цифровое устройство у родителей и детей – это мобильный телефон (рисунок 1). Им пользуются 96% родителей, 94,7% младших школьников и 97,5% подростков. На втором месте по популярности у родителей и детей был ноутбук. Далее следовали телевизор, стационарный компьютер и планшет. Менее всего пользовались электронной книгой, фотоаппаратом или видеокамерой и умными часами.
Если сравнивать с результатами социологических опросов предыдущих лет, то мы видим, что основным устройством выхода в Интернет остается смартфон, мобильный телефон, снижается пользование домашним стационарным компьютером (в 2014 году – 47,2%, в 2021 году – среди взрослых им пользовались 40,2%, среди подростков – 28,7%, среди детей – 25,6%), увеличивается пользование ноутбуком (среди взрослого населения с 34,1% в 2014 году до 64,2% в 2021 году).
Рисунок 1. Уровень наличия в личном пользовании цифровых устройств у детей и родителей г. Якутска
Среди других устройств и гаджетов подростки указали PlayStation и другие игровые приставки, игровую консоль, графический монитор. Младшие школьники использовали цифровые планшеты для рисования, виртуальный голосовой помощник «Алиса». Родители среди других устройств указали систему домашних устройств «Умный дом», такие устройства, как робот-пылесос с Wi-fi, умные весы, умная колонка, умный пульт.
Время, проводимое в Интернете
По результатам проведенного опроса только 0,5% родителей вообще не проводили свое свободное время в Интернете. 44,5% родителей заходили в Интернет в день на один-два часа, 38,7% родителей проводили в Интернете половину своего свободного времени в день. Написавших «почти целый день» в опросе было 9,3% родителей.
Женщины активнее пользуются Интернетом. Среди мам 40,1% находились онлайн почти полдня, 9,4% целый день, тогда как среди пап – 26% половину дня. В основном мужчины проводили в Интернете 1-2 часа ежедневно.
Времяпрепровождение в Интернете сильно отличалось в зависимости от возраста взрослых респондентов. Чем старше был родитель, тем меньше он проводил свое свободное время в сети Интернет. В группе родителей в возрасте старше 51 года 4% вообще не пользовались Интернетом. Чаще всего респонденты старше 51 года проводили в день один или два часа в Интернете (62,7%), тогда как среди молодых родителей 46,9% ответили, что половину своего времени в день находятся в Интернете.
Среди школьников начальных классов не «сидели» в Интернете в свое свободное время 0,4% респондентов, среди подростков – 0,7%. Более 32% подростков находились онлайн все свое свободное время. Среди учеников начальных классов доля, находившихся все время в интернете, была ниже почти в 2 раза и составила 16,9%. Младшие классы по сравнению со старшими, проводили в Интернете меньше времени, в основном один-два часа. Чем старше был ребенок, тем выше было цифровое потребление, и все свое свободное время ребенок находился в Интернете (рисунок 2).
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Сколько времени вы проводите в Интернете?» среди учащихся 1-4 классов и 5-8 классов
Основные виды интернет-контента, потребляемого школьниками
Опрос показал, что младшие школьники в основном играют в компьютерные игры (69,8%), смотрят фильмы, видео, ТВ (57,4%), выполняют домашнее задание на образовательных порталах (46,4%). Подростки смотрят фильмы, видео, ТВ, сериалы (73%), играют в компьютерные игры (61,6%), читают новости, социальные сети, форумы (50,5%). И дети, и подростки скачивают музыку, загружают фотографии, общаются с друзьями в социальных сетях и др. (рисунок 3)
Рисунок 3. Распределение ответов школьников на вопрос «Что вы обычно делаете в Интернете?
Каждый второй ученик 5-8 класса смотрел форумы и информацию в Интернете, 37% подростков посещали сайты, посвященные определенной теме, которая их интересовала. То есть 50,5% подростков умели самостоятельно находить необходимую информацию в Интернете, обладали информационно-поисковой компетенцией. Среди младших школьников доля, читающих в Интернете составила 13,9%, исследование показало, что ученики 1-4 классов чаще читали бумажные книги, доля посещающих сайты, посвященные определенной теме, в опросе составила 14,4%.
Сравнение ответов мальчиков и девочек показало, что 82,4% мальчиков предпочитают играть в компьютерные игры, 66,8% смотрят различные видео, 42,5% читают новости, проводят время в социальных сетях. Среди девочек 77,7% смотрели фильмы, сериалы, 56,7% читали новости, сидели в социальных сетях, 46,2% выполняли школьные домашние задания с помощью образовательных порталов.
Уровень потребления социальных сетей
Исследование показало, что и родители, и дети активно пользуются различными социальными сетями. Не пользуются социальными сетями только 0,5% родителей, 3,4% младших школьников и 3,2% подростков. Об очень высоком уровне потребления взрослыми социальных сетей говорит тот факт, что почти половина опрошенных родителей одновременно использовали 3-4 социальные сети, 31,2% опрошенных родителей одновременно использовали 5 и более социальных сетей. Каждый пятый родитель использовал одну или две социальные сети для общения (таблица 2).
Таблица 2. Удельный вес респондентов, одновременно использующих несколько социальных сетей
Уровень потребления социальных сетей родителей сильно зависит от возраста. Молодые родители в возрасте до 30 лет чаще использовали WhatsApp, Instagram (запрещенная в РФ социальная сеть), Телеграмм, TikTok, ВКонтакте. Среди родителей старше 51 года было выше потребление таких социальных сетей, как Facebook (запрещенная в РФ социальная сеть), WhatsApp, Одноклассники, Мой мир. Старшие возрастные группы в основном использовали 1-2 социальные сети, молодые родители используют одновременно 3-4 социальные сети.
Среди учащихся начальных классов уровень потребления социальных сетей был самым низким. Среди детей не пользовались вообще никакими социальными сетями 3,4% респондентов. На первом месте младшие школьники указали YouTube (82,7%), на втором месте – WhatsApp (79,5%), на третьем месте – TikTok (58%).
Интенсивность потребления социальных сетей школьниками 1-4 классов была намного ниже, чем взрослыми и подростками. Как видно из таблицы 2, одновременно 5 и более социальных сетей использовало 12,5% младших школьников, три-четыре социальные сети использовали 46,4% опрошенных детей, 37,7% младших школьников пользовались одним-двумя социальными сетями. Среди младших классов было наибольшее количество использовавших только одну-две социальные сети.
Самый высокий уровень потребления социальных сетей был выявлен среди подростков 5-8 классов. Совсем не пользовались социальными сетями 3,2% опрошенных подростков. Самой популярной социальной сетью среди подростков был WhatsApp (93%), второе место занимает YouTube (90%), третье место – TikTok (71,7%). Далее следовали Инстаграм (запрещенная в РФ социальная сеть), Телеграм и ВКонтакте.
Интенсивность потребления социальных сетей школьниками 5-8 классов была выше, чем у взрослых и младших школьников. Одновременно 5 и более социальных сетей использовало 54,5% подростков, три-четыре социальные сети использовали 30,6% подростков, только одной или двумя социальными сетями пользовались 11,7% подростков.
Дети и подростки активно пользуются социальными сетями не только для общения и получения информации, 31,2% подростков и 34,2% младших школьников сами ведут свои каналы, создают свой контент. Младшие школьники в основном ведут каналы в TikTokе, YouTube, Likee. Подростки предпочитали вести канал в Instagram (запрещенная в РФ социальная сеть), TikTokе, YouTube.
Уровень потребления цифровых государственных услуг взрослыми
Почти все родители пользуются цифровыми государственными услугами, в основном это портал https://www.gosuslugi.ru. Совсем не пользовались цифровыми государственными услугами лишь 2,9% опрошенных. Самые популярные виды цифровых государственных услуг — это школьный электронный журнал/дневник, уплата налогов, услуг ФНС, вызов врача, запись к врачу в поликлинику, запись детей в школу, детский сад и оплата услуг ЖКХ.
Выводы
По всем проанализированным показателям отдельно по взрослым, детям и подросткам были рассчитаны индексы цифрового потребления[1] по 10-бальной шкале (таблица 3). У всех исследуемых групп уровень цифрового потребления был выше 5-ти. Самый высокий индекс цифрового потребления был выявлен у подростков – 8,1 баллов из 10 баллов. Наименьшим уровень цифрового потребления был у школьников начальных классов – 6,8 балла. У родителей уровень потребления составил 8 баллов.
Анализ цифрового потребления детей и родителей г. Якутска показал, что почти все пользуются смартфонами, имеют доступ к Интернету, очень много времени проводят в сети Интернет. Однако данные факты не означают, что они хорошо владеют цифровой грамотностью. Высокий уровень цифрового потребления говорит о наличии развитой цифровой инфраструктуры в г. Якутске, высокой доступности для населения цифровых услуг, повышении уровня и качества жизни населения столицы северного региона.
[1] Индексы рассчитаны по 10-бальной шкале, где 10- самый высокий, а 1 – самый низкий уровень цифрового потребления.
Данные Центра региональной социологии Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)