Skip to main content

Опросы > Аналитика > ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ В ЯКУТИИ

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ В ЯКУТИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время проведения мониторинга:  2013, 2019, 2021, 2024 годы

Метод сбора данных: онлайн-анкетирование учащихся школ Якутии с 1 по 11 класс.

Выборочный план: В 2013 году опрошено 804 учащихся 5-11 классов из 12 районов Якутии, в 2019 году опрошено 850 учащихся 5-11 классов из 12 районов, в 2021 году опрошено 2567 учащихся 1-11 классов из 20 районов. В 2024 году опрошено 1200 респондентов из 12 районов Якутии, охвачено 46 населенных пунктов. При отборе респондентов была использована многоступенчатая квотная выборка: по 6 экономическим зонам Якутии отобраны районы, внутри них отобраны населенные пункты и разные типы школ. На последней ступени был произведен отбор респондентов по полу и классу обучения.

Цель исследования: выявление современных тенденций и изменений в характеристиках детского и подросткового чтения в Якутии. 

 

Научно-исследовательский институт чтения им. Ю.Н. Столярова совместно с Детской точкой кипения – Центром чтения Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) проводит мониторинговые социологические исследования детского чтения в Якутии. Предметом мониторинга выступают особенности детского и подросткового чтения в зависимости от социально-демографических и социально-психологических характеристик респондентов.

По данным опросов за последние десять лет доля любящих читать детей сократилась на 16,4% (с 78,1% в 2013 году до 61,7% в 2024 году). Доля не любящих читать детей выросла на 12,2% (с 21,9% в 2013 году до 34,1% в 2024 году) (рисунок 1). Менее всего любят читать мальчики 5-8 классов (52,3%), юноши из старших классов (44,3%). Выше всего доля любящих читать детей была среди девочек начальных (71,1%) и старших классов (69%).

Рисунок 1. Сравнение ответов на вопрос «Любите ли Вы читать?» по годам (данные социологических опросов 2013, 2019, 2021, 2024 гг.)

 

В структуре досуга современных детей чтение книг значительно проигрывает времяпровождению в интернете. В свободное от учебы время большинство детей играют на телефоне или компьютере (63,8%), гуляют с друзьями (62,9%), смотрят видео в интернете (55,6%), помогают в домашних делах (55,6%), занимаются любимым делом, хобби, ходят на кружки и секции (54,8%). Чтение книг в свободное время указали 25,1% детей и подростков. Досуговое чтение детей сильно зависит от семейного и родительского чтения: среди читающих семей доля читающих в свободное время детей в 2 раза выше. Также значительно выше доля читающих в свободное время детей была среди семей, которые ограничивают своих детей в интернете.

Главным мотивом для чтения учеников 5-11 классов является поиск необходимой информации, саморазвитие и стремление расширить кругозор (рисунок 2). На третьем месте – учебное чтение, связанное с необходимостью выполнять домашние задания. Далее следовали развлекательное, познавательное чтение. Почти 21% учеников 5‑11 классов читали, чтобы сопереживать героям книг, вместе с ними проходить интересные события, чтобы найти ответы на свои вопросы. Реже всего учащиеся выбирали такие варианты ответа, как «читать модно», «не могу без чтения интересных книг».

Рисунок 2. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос «Для чего ты чаще всего читаешь?»

 

Мотивация чтения девочек и мальчиков отличается. Среди мальчиков выше доля обыденного и познавательного чтения, чтобы найти какую-то полезную информацию, узнать новости или найти ответы на свои вопросы. Среди девочек выше доля учебного, самообразовательного, развлекательного чтения. Также среди девочек выше в 2 раза доля экзистенциального чтения (28,1% девочек читали, чтобы сопереживать героям книг и вместе с ними проходить интересные события, среди мальчиков данный вариант ответа выбрали 12,5%).

Сравнение причин, по которым чаще всего читают дети, в зависимости от их успеваемости в школе показало, что у отличников более широкий и разнообразный диапазон мотивов чтения. Практически по всем модификациям чтения, кроме учебного и чтения новостей, доля ответов отличников превышала долю ответов хорошистов и троечников. Причин обратиться к чтению у отличников было гораздо больше, чем у детей с плохой успеваемостью. Наибольшие отличия касаются экзистенциального чтения: среди отличников 42,4% читали, чтобы сопереживать героям книг, духовно и ценностно развиваться как личность, среди учеников с плохой успеваемостью доля экзистенциального чтения была в 2,8 раз ниже и составила 14,9%.

Анализ семейного чтения показал, что 47,8% родителей читают вместе с детьми только в дошкольном возрасте и в начальной школе, 23,1% родителей вообще не читают вместе со своими детьми (рисунок 3). Каждый четвертый ребенок ответил, что они читают вместе с родителями, если попадется интересная книга. В 21% случаев родители читали вместе с детьми домашние задания. Практика ежедневных чтений перед сном была выявлена только у 6,4% детей.

Чаще всего родители читают с детьми в начальной школе, так доля совместных семейных чтений в ответах учащихся 1-4 классов составила 90,3%, в том числе 10,7% родителей читали каждый день перед сном, 32,4% читали вместе. Чем старше становился ребенок, тем чаще семейное чтение уходило на второй план: только 8% учащихся среднего звена и 6% учащихся старшего звена ответили, что родители читают вместе с ними. В исследовании выявлена прямая зависимость между семейным совместным чтением и успеваемостью ребенка: среди отличников в два раза выше доля ответивших, что родители часто читают с ними.

Рисунок 3. Ответы на вопрос «Читают ли твои родители вместе с тобой книги?»

 

Сравнение ответов респондентов на вопрос «Является ли чтение важным занятием в вашей семье?» по годам выявило сокращение на 17% – если в 2013 году 63% детей и подростков ответили, что чтение является важным для их семьи занятием, то в 2024 году также ответило 46% респондентов. На 16% выросла доля ответов, что чтение не является важным занятием в их семье.

Хотя доля детей, ответивших, что часто видят своих родителей читающими, в опросе составила 34,8%, более 63% детей отметили, что родители им говорят о важности чтения и советуют, какую книгу прочитать. Более 35,3% детей ответили, что дома у них нет своих книг, либо книг очень мало. У 41,3% детей была своя небольшая полка с книгами (до 25 книг), у 18,3% был книжный шкаф (до 100 книг), у 4,2% дома было очень много своих книг.

В опросе выявлялась самооценка учащихся собственных читательских способностей, которые были рассмотрены нами по 7 критериям: быстрота, наличие ошибок, понимание, выразительность чтения, пересказ, умение делать выводы, умение оценивать текст. По каждому критерию учащиеся ставили оценку по 5-бальной шкале. По всей выборке и по всем критериям средний балл читательских способностей составил 3,76. Наименьшие средние баллы были получены по таким критериям как чтение с ошибками, пересказ и умение делать выводы. Более высокие самооценки учащиеся поставили за выразительность и быстроту чтения, понимание прочитанного.

Сравнение самооценок читательских способностей по полу, классу, успеваемости и любви к чтению показало, что самые низкие оценки поставили себе учащиеся, которые учились плохо (3,34 балла) и на тройки (3,52 балла), учащиеся, которые не любили читать (3,54 балла). Самые высокие самооценки читательских способностей были у отличников (4,15 балла), старшеклассников (3,88 балла) и у детей, которые любят читать (3,89).

Мониторинг детского чтения показывает, что значительно растет потребление детьми и подростками цифрового контента, увеличивается времяпровождение в интернете. При этом структура детского чтения сильно зависит от наличия интернета в населенном пункте.

Что чаще всего дети и подростки делают в интернете и какова доля цифрового чтения? Опрос показал, что более 80% детей и подростков ежедневно смотрят видео, 70% играют в игры, 47% общаются в социальных сетях, 24% делают домашнее задание и 20% читают книги. На вопрос «Читаете ли вы в Интернете?» 61% детей и подростков ответили, что читают, в том числе 41,3% читали новости и информацию в социальных сетях, 20,1% читали книги. Структура электронного детского чтения выглядела следующим образом: на первом месте – чтение в социальных сетях, на втором месте – чтение комиксов, манга, рисованных историй, на третьем и четвертом местах – чтение информации на различных сайтах и развлекательных ресурсах, на пятом месте – чтение книг. По сравнению с 2013 годом в 2024 году аудио-чтение выросло на 7%, в частности многие подростки указали, что слушают подкасты, аудиокниги.

Вопросы, касающиеся отношения учащихся 5-11 классов к школьному чтению и урокам литературы, показали, что 71,9% детей нравится урок литературы. На вопрос «Все ли произведения, которые задают читать по литературе, ты читаешь?» около 13% учащихся ответили, что они вообще не читают заданное на уроках литературы, 18,3% – не читали, а смотрели видео о литературном произведении, либо фильм по произведению. Каждый третий ребенок (27,3%) читал только краткий пересказ книг в интернете, 41,1% читали только некоторые произведения и 31,2% учащихся читали почти все произведения, которые задавали на уроках русской литературы.

Выше всего доля читающих школьные произведения была среди девочек, отличников и хорошистов, учащихся 5-8 классов. Больше всего респондентов, не читающих ничего из заданного по литературе, было среди мальчиков, учеников старших классов, отстающих по учебе.

На вопрос «Читаешь ли ты что-нибудь, кроме того, что задают по литературе в школе?» 67,6% учащихся 5-11 классов ответили, что читают, 27,1% не читали, 5,3% ответили другое. Какую литературу любят читать учащиеся 5-11 классов? В тройку самых популярных у 5-11 классов жанров вошли приключения, ужасы и триллеры и манга (рисунок 4). Жанровые предпочтения мальчиков и девочек отличались. Девочки больше читали ужасы и мистику, детективы, юмор и комедии, сказки и мифы, русскую и зарубежную классическую литературу. Среди мальчиков была выше доля выбравших комиксы, научную фантастику.

Отличники читали разнообразную литературу, фактически все жанры, менее всего предпочитали ужасы и триллеры. Также в группе отличников была самой высокой доля читающих классическую литературу (25,4%). Чем хуже учился ребенок, тем менее разнообразным было его чтение, в котором преобладало развлекательное чтение, комиксы и манга.

Рисунок 4. Жанровые предпочтения учащихся 5-11 классов

 

Данные Центра региональной социологии Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)