Skip to main content

Экспертное мнение > Как избежать конфликты на работе: советы конфликтолога

Как избежать конфликты на работе: советы конфликтолога

 

Все мы знаем, что на любой работе иногда возникают конфликтные ситуации, которые негативно сказываются как на общей атмосфере в коллективе, так и на эффективности трудового процесса в целом. Как же избежать трудовых конфликтов или, если конфликт все же возник, разрешить его с наименьшими потерями для обеих сторон.

С этим вопросом мы обратились к нашему эксперту Виктории Власьевне Михайловой.

 

 

Михайлова Виктория Власьевна — к.филос.н., доцент Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института чтения Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), представитель Московской школы конфликтологии в Республике Саха (Якутия)

 

 

– Виктория Власьевна, прежде всего, хотелось бы узнать, что же такое конфликтология, что она изучает? Как интерпретирует конфликтология процесс конфликта?

Конфликтология – это, прежде всего, практика, как предупреждать конфликты, уметь анализировать конфликт и применять альтернативные способы урегулирования конфликтов.

Конфликтология рассматривает конфликт как норму развития общества. Конфликты были, есть и будут. Никуда от них не деться. Поэтому конфликтология ставит задачу научиться управлять, работать с конфликтами, а не отрицать их существование или избегать их, или как говорят, «не выносить сор из избы». Один из основателей конфликтологии Льюис Козер писал, что конфликт имеет не только негативные, но и позитивные функции. Конфликт способствует сохранению и восстановлению целостности социальных систем, а также помогает приспособиться к изменяющимся условиям.

 

Из-за чего, по вашему мнению, чаще всего возникают трудовые конфликты?

– Причины трудовых или организационных конфликтов могут быть вызваны человеческим фактором и особенностями управления организацией. В первом случае, чаще всего конфликты возникают из-за борьбы за статус, власть, доступ к ресурсам и за влияние в организации, а также конфликты могут быть вызваны различиями в жизненном опыте, ценностях, представлениях. Во втором случае, конфликты возникают из-за нечетко постановленных целей и задач, из-за размытости критериев поощрения и наказания, из-за сопротивления изменениям, неудовлетворительной коммуникации. На самом деле, конфликтологи выделяют в качестве основных предметов конфликта четыре причины, которые распространяются и на трудовые конфликты: борьба за ресурсы, за власть, за статус и за ценности.

– Как можно избежать трудового конфликта или как его разрешить?

– Существуют два способа работы с конфликтами: превентивная и куративная. Как говорят, «кто предупрежден, тот вооружен» или «тяжело в учении, легко в бою». Поэтому лучше начинать с превентивной работы, которая направлена на конфликтный потенциал, чтобы с помощью своевременных мероприятий предотвратить готовящийся разразиться конфликт. Легче предупредить болезнь, чем лечить. Для этого следует научиться предвидеть вероятные конфликтные ситуации и иметь навыки их урегулирования. Наиболее приемлемой стратегией здесь является сотрудничество.

Куративная работа с конфликтом начинается тогда, когда конфликт уже налицо и имеются вредные последствия. На данном этапе конфликтного взаимодействия существуют различные методы работы. Одним из методов является менеджмент конфликта. Его цель – направить развитие конфликта на благоприятное взаимовыгодное русло. Как и во всяком лечении, нет универсального лекарства, а есть конкретные способы, учитывающие специфику данной конфликтной ситуации.

– Большое спасибо! Будем надеяться, что люди, прочитавшие это интервью, будут более осознанно подходить к любой сложной ситуации, возникшей на работе, и стараться предупреждать возникновение трудовых конфликтов.