Дата проведения опроса: октябрь-ноябрь 2022 года
Метод сбора данных: онлайн анкетирование и традиционное «бумажное» анкетирование в местах, где отсутствовал интернет.
Выборочный план: опрошено 2567 детей и подростков с 1 по 11 класс из более 100 населенных пунктов 15 районов Республики Саха (Якутия). В том числе 493 ребенка из 5 арктических районов Якутии.
Цель исследования: изучение современного состояния детского чтения в арктических районах Республики Саха (Якутия), установление основных факторов, влияющих на развитие детского чтения в арктической зоне республики.
Республиканские социологические опросы, проводимые Национальной библиотекой РС(Я) с 2013 года показывают, что современное состояние детского чтения в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) характеризуется ухудшением основных показателей, что включает: снижение частоты чтения, нерегулярность и снижение объемов чтения, снижение статуса чтения и др.
На сегодняшний день самыми распространенными видами чтения среди детей и подростков в Арктике является учебное, развлекательное и функциональное чтение или чтение с целью получить определенную информацию. Как показал опрос, большинство детей, проживающих в арктических районах, предпочитали читать фантастику, комиксы и манга, ужасы и триллеры, сказки и легенды (рис.1).
Рисунок 1. Структура детского чтения в арктической зоне Республики Саха (Якутия), данные опроса 2022 г.
Основным каналом для получения детских книг в Арктике остается библиотека, 49,3% детей одалживали книги в школьной и районной / сельской библиотеках. Данный показатель был в 2 раза выше, чем среди детей, проживающих в Якутске или в центральной Якутии. Вторым важным каналом доступа к книгам в арктических районах является интернет (41,6%). По сравнению с центральными районами арктические семьи реже покупали книги (у 16,7% детей в Арктике родители покупали книги в магазинах, 5,9% заказывали книги через интернет-магазины).
Ежегодно снижается количество детей, читающих на якутском языке (снижение на 18% за последние 7 лет). Опрос детей-саха и других народов Севера, проживающих в арктических районах, показал, что 49,1% совсем не читают на якутском языке, 26,1% читают очень редко, 21,2% читают на якутском иногда и только 3,6% ответили, что постоянно читают на якутском языке. Основной причиной, по которой дети и подростки не читают на якутском языке, было плохое владение якутским языком: 32,3% не владели якутским языком, а 27,7% затруднялись читать на якутском языке.
Несмотря на ухудшение общих показателей детского чтения, опрос показал, что среди детей из арктических и северных районов было больше любящих читать и меньше не любящих читать, чем среди детей из других районов Якутии и г. Якутска (таблица 1). Например, в Оймяконском районе 75,7% опрошенных детей ответили, что любят читать, в Булунском – 70,5%. Структура свободного времени детей и подростков, проживающих в Арктике, отличалась от тех населенных мест, где был стабильный быстрый интернет. Доля не любящих читать книги детей была ниже в арктических районах. Данный факт ярко показывает проблему влияния цифровых технологий на сферу культуры и досуга.
Таблица 1. Распределение ответов детей и подростков на вопрос «Любите ли Вы читать?»
Наблюдается ухудшение состояния книжной среды в арктических районах, в том числе в результате снижения комплектования детских, школьных, сельских общедоступных библиотек – организаций, традиционно поддерживающих детское чтение. Проблемы с транспортной доступностью приводят к росту цен на новые книги и журналы, что делает недоступными их для семейного бюджета. Отсутствие спроса на книги приводит к закрытию книжных магазинов в большинстве сел отдаленных арктических и северных районов.
Остро стоит проблема сохранения языков малочисленных народов Севера, что отражается и на детском чтении на родных языках. Большинство представителей малочисленных северных народов разговаривают на русском или якутском языках. По сравнению с детским чтением на русском языке, ситуация с чтением на языках народов Севера намного хуже.
Таким образом, результаты исследования показывают, что на развитие детского чтения в арктических районах Якутии сильное влияние оказывают такие факторы, как этнокультурная и языковая ситуация в регионе, географическая отдаленность от центра, отсутствие стабильного интернета, сложность транспортной доступности на большей части территории и общее состояние инфраструктуры книги и чтения.
Данные Центра региональной социологии Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)