Skip to main content

Экспертное мнение > Как привить любовь к чтению с детского возраста: мнение нейропсихолога

Как привить любовь к чтению с детского возраста: мнение нейропсихолога

Все мы с детства слышали о пользе чтения, но что именно происходит с мозгом, когда человек читает, что и как нужно читать, чтобы развивать свои умственные способности? Мы поговорили о пользе чтения с заведующей кафедры психологии и социальных наук Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, кандидатом психологических наук, доцентом Аграфеной Петровной Кондаковой.

Кроме преподавательской деятельности Аграфена Петровна активно занимается практической психологией, работает детским нейропсихологом, помогает семьям с детьми, проводит нейропсихологическую диагностику и коррекцию у детей. Ее студия «Светлячок» помогает детям с трудностями в обучении, задержками в развитии, проводит психологическое консультирование для родителей, семей. Аграфена Петровна также проводит обучающие семинары /вебинары для других психологов и специалистов, которые интересуются вопросами нейропсихологии.

Аграфена Петровна очень много читает, и сама является автором научных статей и учебных пособий по психологии. «В детстве я любила читать про смелых и отважных девочек, таких как Суок из «Трех толстяков», Элли из «Волшебника изумрудного города», Герда «Снежная Королева». Еще я читала сказки разных народов. Помню, как пришла к выводу, что сказки разных народов очень похожи, сюжеты разворачиваются одинаково, будь это африканская или чукотская сказка». Она сама очень похожа на своих любимых книжных героинь, также смело начинает интересные проекты, организует мероприятия и поездки, всегда помогает другим.

«Всем своим троим детям, я всегда читала и читаю перед сном. Например, мы можем начать читать «Денискины рассказы», а через пятнадцать минут уже читаем Артура Конан Дойла. Еще с детьми мы любим слушать аудиокниги. Постоянно покупаем книги с хорошей иллюстрацией, пополняем домашнюю библиотеку».

Что же такое чтение с точки зрения нейропсихологии? Как развивать любовь к книгам у детей? Что именно полезно читать детям?

«С точки зрения нейропсихологии, чтение – это достаточно сложный процесс, более того на разных этапах освоения чтения, меняется его психофизиологическая основа» – рассказывает Аграфена Петровна.

Как отмечает основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия, чтение начинается с восприятия буквы и анализа ее звукового значения, за ним следует процесс слияния звукобукв в слоги. Трудность этого процесса состоит в том, что фонемы меняют свое значение («т» перед «и» звучит совершенно иначе, чем перед «о»). И в результате такой переработки звуки могут слиться в единый слог. Если ребенок это усвоит, перешифрует изолированные звукобуквы в слоги, то этап объединения их в целые слова не представляет особых трудностей. Дальнейшее развитие процесса чтения состоит в его последовательной автоматизации, то есть тот вышеописанный цикл операций, направленных на анализ и синтез отдельных звукобукв, постепенно свертывается и превращается в непосредственное «узнавание слов в лицо». Таким образом, на разных этапах освоения навыка чтения разворачиваются разные операции, например, когда мы читаем автоматически, то уже практически не используем звуковой анализ и синтез слов. Если же процесс письма проделывает путь «от мысли к слову», то чтение же проделывает обратный путь – «от слова к мысли».

Чтение помогает сформировать нравственные ценности, моральные принципы и культурные традиции, которые передаются от поколения к поколению. Развивая воображение и фантазию, чтение способствует развитию всех мыслительных процессов, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Например, читая, ребенок сталкивается с различными вариантами решения жизненных ситуаций, что поможет ему в дальнейшем анализировать и выбрать правильный путь действий, быть гибким в стрессовых ситуациях. В книжных героях ребенок может находить своего друга, который полностью понимает и принимает его.

По мнению Аграфены Петровны, нелюбовь детей к чтению может быть вызвана различными причинами, например, отношением к чтению в семье и в обществе в целом, отсутствием игрового этапа в развитии ребенка, попытками раннего обучения чтению (с 4-5 лет), тренировкой скорочтения и т.д. Также могут быть и нейропсихологические причины: это не сформированность отдельных психических функций или атипии их развития, слабость нервной системы и др. Все эти причины могут образовать единый комплекс. Ведь дети не хотят читать потому, что им трудно и неинтересно. А заставить себя, сделать усилие, еще не умеют….

С точки зрения психологии, детям необходимо читать классику.  Для самых маленьких можно читать стихи Агнии Барто, Елены Благининой, Самуила Маршака, Бориса Заходера, Корнея Чуковского, русские народные сказки, якутские сказки,  А.С. Пушкина и т.д.

Чуть постарше, например младшим школьникам, будет интересно прочитать Виталия Бианки, В. Катаева «Цветик-семицветик», А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне», Н. Носова «Рассказы и про приключения Незнайки», К. Паустовского «Стальное колечко», сказки А. Пушкина, Братьев Гримм, Ш. Перро, Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик», П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», А. Волкова «Волшебник изумрудного города», «Урфин Джюс и деревянные солдатики», В. Драгунского «Денискины рассказы» и т.д.

Рекомендации детского нейропсихолога Аграфены Петровны, как привить ребенку любовь к чтению:

  • подбирать книги для чтения по возрасту и по интересам ребенка индивидуально (не всегда школьная программа по литературе соответствует этому);
  • необходимо, чтобы ребенок видел, что родителям тоже нравится читать по вашей увлеченности прочитанным, по эмоциям и т.д.;
  • устраивайте вечера семейного чтения;
  • можно просматривать видеоматериалы по программным произведениям, объясняя разницу между прочтением книги и просмотром фильма;
  • можно слушать аудиокниги в исполнении профессиональных артистов, что тоже может привлечь внимание к чтению;
  • на начальном этапе чтения рекомендуется, чтобы дома ребенок ни в коем случае не спешил, не читал громко;
  • применяют специальную технику «жужжащего» чтения, читают одновременно вслух и негромко со своей скоростью;
  • чтение перед сном.

Мы благодарим за подробный разговор нашу гостью, за интересную и глубокую беседу о чтении с точки зрения нейропсихологии.